За год до часа Х: для чего готовить ребенка к школе?

Сегодня среди родителей существует модный тренд – приступать к развитию детей как можно раньше. В том числе, готовить к школе чуть ли не с года. Но реальный момент истины наступает только тогда, когда школа уже началась. Что можно предпринять, чтобы не совершить критических ошибок, читайте в нашем материале.

Первый вопрос, который задают себе родители, когда вспоминают о том, что скоро их ребенок отправляется «в первый раз в первый класс» - а какой, собственно, класс?

Но и выбор школы и класса для ребенка – это только половина дела. Главное – это научить ребенка учиться в этой школе. Для этого каждый год создается множество студий, подготовительных курсов и центров подготовки дошколят.

Часто родители выбирают для своих чад место для подготовки к школе из самых прагматичных соображений. Прежде всего, чтобы получить привилегии при зачислении в выбранную школу, которая может оказаться «хорошей» и труднодоступной. Далее, чтобы подготовить ребенка под конкретные требования вступительного собеседования, которое ожидает дошкольника в тех же школах.

Если не оглядываться на коррупционную составляющую такой подготовки, то можно вычленить вполне четкие понимания о том, зачем на самом деле ребенку нужна подготовка к школе.

Дивный новый мир

Само собой: ребенок идет в школу, чтобы учиться. Но парадокс заключается в том, что он учился всю свою маленькую жизнь – ползать, ходить, говорить, но еще никогда он не делал этого сознательно. «Обучение» проходило само по себе, естественным путем, и все его результаты были основаны на мотивации инстинктами.

Не каждый взрослый человек способен разъяснить, зачем нужно учиться; обычному малышу это непонятно и все тут. И даже самые искренние размышления родителей об этом для него останутся абстракцией.

Единственное, что он ощущает всем своим существом — это тяжелый груз ответственности, свалившийся на него непонятно зачем, но от этого не менее обязательный и страшный.
Школа – абсолютно новая реальность для ребенка. Даже при условии, что он посещал ясли и детский сад и уже успел привыкнуть к социуму таких же детей, школы у него в жизни еще точно не было. А отсутствие опыта – это всегда стресс.

Тысячи книг детских психологов посвящены проблемам адаптации детей в школе, но подавляющая часть таких книг не затрагивает вопросов о том, что делать, когда ребенок уже попал в школу, и нужно решить, как дальше себя вести.

Мало просто зайти в школу на «экскурсию», чтобы познакомить ребенка с ее стенами и считать, что он там уже все знает. Дети, как ни странно, очень консервативны, и, чтобы привыкнуть к чему-то новому, и тем более, прекрасно себя ощущать в этом «новом», им нужно некоторое время. Часто родители усугубляют волнение малыша разговорами о том, что в школе «все серьезно», и там никому нет дела до его капризов или шалостей.

К сожалению, многие из нас и сами имеют не самый радостный опыт от школы. Поэтому, даже когда речь идет о зачислении ребенка в частную школу, родители не могут избежать понятной предвзятости к вопросу. Занятия по подготовке к школе помогут хотя бы немного развеять этот миф и показать, что современная «взрослая» реальность вовсе не страшна и вполне комфортна для существования.

Взрыхлить почву

Чтобы ребенок мог воспринимать новую информацию, важно хорошо подготовить не только его разум, но также чувства и тело. Психологи применяют понятие «разогретая группа». Означает оно, что это люди, прошедшие определенную подготовку, и уже готовые работать эффективно. Также и малышам, чтобы начать учиться, важен «разогрев», но гораздо более долгий, чем взрослым.

«Необходимы упражнения на равновесие, концентрацию, координацию. Это помогает развивать направленную волю. У маленьких детей воля, как правило, имеет хаотичный характер. Отсюда быстрые смены настроения и желаний. В школе же надо направлять волевые усилия на определенную деятельность.

Это бывает сложно — например, проскакать на одной ножке, держать заданный ритм. Даже право-лево и верх-низ многие путают. А ведь уметь скакать на одной ножке – это вовсе не забавное баловство. Это серьёзное упражнение на развитие координации, баланса и гармонизацию работы разных полушарий мозга. То есть всего того, что очень скоро понадобится для интеллектуальной деятельности.

Конечно, можно взять детей и «сырыми». Но тогда половина первого класса будет потрачена на ту самую подготовку, о которой шла речь, и вся работа ляжет на плечи классного учителя. Поэтому эффективней это всё же делать заранее — чтобы семена взошли, имеет смысл взрыхлить почву». – Пальцева Лариса Александровна, учитель с двадцатилетним стажем.

Встаньте дети в круг

Школа – это не только уроки и новые знания, но еще и другие люди – одноклассники, учителя, с которыми надо общаться и взаимодействовать. Если ребенок не получает дистанционное образование, то он участвует в коллективной работе, в которой вклад каждого имеет значение.

Любой из участников коллективной работы или помогает общему делу, или мешает ему. Даже тот, кто никак не участвует в процессе, тоже влияет – тормозит или отвлекает. И здесь та самая социализация, ради которой многие родители отдают детей в сад, играет большую роль. Но даже если ребенок просто будет находиться среди своих сверстников, это не станет гарантией того, что он получит необходимые навыки общения. Социализации надо учить, и это тоже важный этап при подготовке к школе.

«Мы просим детей встать в круг. Сформировать ровный круг, не овал и не квадрат, с одинаковыми расстояниями между его участниками, оказывается не так-то просто. Круг выстраивается из определенного внутреннего образа и ощущения каждого ребенка. Он встраивает себя в круг так же, как встраивает в социум.

И мы должны показать, как поместить себя в пространство правильно, дать ему понять и почувствовать, что он – органичная часть целого, что мир-социум принимает его.

Некоторым детям вообще тяжело встать в круг, они хотят быть за его пределами. Кому-то невыносимо держаться за руки. Все это потом скажется в учебе, если не скорректировать вовремя». – Пальцева Лариса Александровна, учитель с двадцатилетним стажем.

А как же их родители?

В подготовке к школе нуждаются не только дети, но и их родители. Может, даже и в первую очередь. Уже было сказано о том, что многие и сами имеют не самый приятный школьный опыт. Но, несмотря на то, что для родителей это уже «дела прошлых лет», иногда старые обиды прорываются наружу и говорят о себе.

Ребенок, который пока не получил ни позитивного, ни негативного школьного опыта, считывает буквально реакцию взрослого окружения. И как данность он принимает противопоставление школы семье. Это беспричинное следствие, а чужой «отрицательный багаж» школьного опыта становится разрушительным для сознания ребенка. Ребенок, который привык доверять только маме и папе, ощущает свою собственную эмоциональную несогласованность, которую не может понять.

Разумеется, не каждый в прошлом испытывал ненависть к школе. Кому-то повезло, и школьное время оставило приятные воспоминания, полные радости и интересных эпизодов. Но если это не так, то взрослый должен отстраниться от собственных чувств к прошлому в настоящей реальности.

Сделайте акцент на том, что опыт вашего ребенка – другой, отличный от вашего. И у него есть свой собственный путь, который ему суждено пройти. А ваша обязанность, как самого близкого человека, это помочь ему на этом пути.

Источник: https://newtonew.com/

Категория Новости"За год до часа Х: для чего готовить ребенка к школе?"